Ваш браузер не поддерживает JavaScript, либо эта функция отключена. Без нее сайт может работать некорректно.


Как писать резюме

02 октября 2014
01.jpg


Якунчева.jpgВсе иногда меняют место работы, так что многим хочется знать, как написать хорошее резюме. Обычно статьи на эту тему представляют собой просто советы под номером 1, 2, 3. Чтобы стало понятно, откуда вообще берутся различные рекомендации на этот счет, наш эксперт, менеджер по персоналу компании «Спортхит Онлайн» Оксана Якунчева рассказала, как выглядит процесс подбора персонала со стороны работодателя.

Человек, который первым видит ваше резюме и принимает решение, пропускать его дальше или нет, — это менеджер по подбору персонала (HR-менеджер). В небольших организациях этим может заниматься секретарь или сам руководитель. Но для простоты будем называть всех одним словом «рекрутер». А теперь — о специфике этой работы.

Для рекрутера есть 2 варианта встречи с резюме: активный поиск и рассмотрение откликов. Можно многое рассказать про каждый из них. В этой статье поговорим про активный поиск.

Активный поиск резюме или как выглядит работа рекрутера


В этом случае рекрутер ищет резюме по заранее заданным параметрам, вот они:

07.png


Первый и самый важный критерий поиска — это название резюме.  Это должность, на которую работодатель ищет сотрудника. Хорошо подумайте, как назвать резюме. Названия типа «молодой специалист» использовать не стоит, их мало кто станет забивать в поиск (вы можете не знать, чего вы хотите, но вот работодатель точно знает, кто ему нужен). Указать несколько дополнительных названий резюме будет правильным, тогда вас можно будет найти в поиске по нескольким запросам. Например, менеджер по продажам, продавец. Не мудрите! Используйте стандартные названия (например, секретарь, менеджер по рекламе), иначе вас попросту никто не найдет. Я видела резюме с названием “мальчик-за-всё” (что бы это ни значило), такое резюме можно увидеть разве что в откликах. 


02 job.jpg

Обратите внимание на галочки, из-за которых ваше резюме может выпасть из выдачи рекрутера: «только резюме с фотографиями», «есть личный автомобиль». Также есть галочки другого рода — расширяющие поиск: «показывать резюме соискателей, готовых к переезду» и «показывать резюме без указания зарплаты». То есть по умолчанию рекрутеру не показываются резюме соискателей из других городов и резюме без указания зарплаты.
 
После формирования запроса рекрутер видит следующую картину:


06.png


Первый этап отсева кандидатов — уже здесь. Отсеять вас могут по двум основным критериям: ваша последняя должность и количество мест работы за ваш трудовой стаж. (Предполагается, что такие пожелания как возраст-пол-образование-гражданство-зарплата и т.д. рекрутер указал при формировании запроса.) Каков принцип отсева кандидатов по количеству мест работы? Всё просто — работодатель, как правило, ищет сотрудника на длительный срок. Если за год вы регулярно меняете по 3 места работы, это настораживает. Работодателю совершенно не хочется зря тратить ресурсы на подбор, обучение, адаптацию работника, который вскоре его покинет. Если вы поменяли множество мест работы, лучше не указывайте их все. Приемлемым считается как минимум один год на одном рабочем месте. Хотя некоторые работодатели и этот срок считают недостаточным.
 
Почему важна последняя должность? Когда кандидатов много,  при несовпадении последней должности с той, которая нужна рекрутеру, резюме могут даже не открыть. Рекомендации: осознайте, что вас «встречают» по последнему месту работы, отнеситесь к его описанию с особым вниманием. В некоторых случаях бывает, что лучше даже не указывать последнее место работы. К примеру, после двухлетней работы менеджером по закупкам вы решили попробовать себя в стриптизе, но не срослось, и хотите обратно. Не стоит об этом упоминать. Это касается не только стриптиза, но и других непрофильных должностей. Пример из практики: соискатель, претендующий на должность менеджера по продажам, указывает в резюме, что ранее он работал препаратором (вскрывал трупы).



03.jpg


Далее идет просмотр каждого открытого резюме. Сложно говорить о средних цифрах, т.к. у всех свой стиль работы и специфика у вакансий разная. Но чтобы было хоть какое-то представление, сориентирую: рекрутер за пару часов может обработать, к примеру, 150 резюме. Еще раз подчеркну — так не всегда, это один из примеров! Значительная часть отсеивается на первом этапе, многие закрываются секунд через 30 после открытия, и, при хорошем раскладе, ⅓ резюме анализируется уже более детально. А теперь осознайте, что это довольно монотонная работа — сверять опыт с требованиями вакансии, просматривая огромное количество текста. Временами он еще и плохо структурирован и состоит из сплошных шаблонных фраз. Действительно хорошие резюме — большая редкость: из тех же 150 их было около 10.

Как писать резюме? Структурирование и форматирование


Следование всего одной рекомендации может значительно улучшить большую часть резюме. Вытекает она из специфики работы рекрутера — необходимости просматривать огромное количество текста. Структурируйте и форматируйте резюме, так вы упростите задачу человеку и сразу будете вызывать у него симпатию. Что тут можно сделать:

- Пишите обязанности СПИСКОМ. Можно нумеровать, можно ставить кружочки, тире, что угодно… Никогда не пишите в строчку — это сложно воспринимать, приходится концентрироваться и тратить много времени, что раздражает. 

- Для каждого места работы оптимально писать 5-7 пунктов по обязанностям. Не пишите 30 пунктов — это говорит о том, что вы не способны выделять главное и мыслить глобально. Не пишите 3 коротких пункта без разъяснений - тогда ничего невозможно понять. Ищите золотую середину. Я привожу цифру 5-7, потому что примерно столько элементов человек может удержать в кратковременной памяти.

- Пишите грамотно.  По результатам многих опросов для рекрутеров,  безграмотность соискателей  —  самый раздражающий фактор при просмотре резюме. Этому моменту стоит уделить внимание. Пример из практики: «отслежование правельности». Вот как думаете, хочется такого кандидата пригласить на интервью?


04.jpg

- Используйте знаки препинания, форматируйте текст. Ставьте точку или точку с запятой в конце списков, пишите все новые предложения с большой буквы, не забывайте про пробелы. Если у вас идет много текста подряд (например, в разделе «о себе”), делайте абзацы. 

Несколько примеров из резюме:

1) Куча текста в строчку усложняет восприятие — это заставляет рекрутера напрягаться и тихо ненавидеть вас прямо с первых строк.


08.jpg

2) Уже лучше — есть список! Но где пробел между тире и первым словом? Где большие буквы? Где точки или точки с запятой в конце предложений? В довершение написано слишком кратко, не хватает небольшой расшифровки для каждого пункта.

010.jpg


Один из вариантов, как это может выглядеть хорошо. Есть список, есть большие буквы, пробелы, абзацы, точки. Есть глобальные пункты и небольшая расшифровка к ним (об этом читайте далее).


011.jpg

ЧТО писать в резюме? Смысл


Какой опыт описывать в резюме? Некоторые считают, что нужно писать опыт только по трудовой книжке. Это не так. Описывать нужно ВЕСЬ опыт, который имеет отношение к позиции, которую вы хотите занять. Ваш профессионализм все равно проверяется на собеседовании и на испытательном сроке, а не по записям в трудовой. Опыт, не имеющий отношения к вакансии, лучше описывать максимально кратко или не описывать вообще. Пример: вы хотите из уборщицы стать инженером-проектировщиком. В этом случае лучше вообще не указывать свой предыдущий опыт работы. Зачем рекрутеру вчитываться в 3 листа ваших описаний, если по сути вывод один — «опыта нет» ? Уважайте чужое время!

Лучше всего разделить обязанности на 5-7 глобальных пунктов, а затем кратко расшифровать каждый из них. Пример одного пункта для интернет-маркетолога: «Работа с контекстной рекламой (Яндекс Директ, Google AdWords): планирование бюджета, оптимизация рекламных объявлений, повышение CTR, оценка ROI». Не бойтесь пользоваться терминологией вашей профессии —  покажите, что вы в ней разбираетесь. Хороший рекрутер всегда хотя бы на базовом уровне разбирается в терминах. Если рекрутер не очень хороший — он все равно не отклонит резюме по этому принципу, а вот руководитель — всегда оценит. 

Еще одна важная рекомендация по смыслу — пишите результаты своей работы. В идеале — в цифрах. Примеры: «Увеличил оборот компании в 2 раза»,  «Делал до 40 продаж в месяц, регулярно перевыполняя план в 2-3 раза». К сожалению, это почти не встречается в резюме, хотя это самое важное и интересное, что вообще может быть в нём!!! Понятно, что не любой результат работы может быть выражен в цифрах, тогда можно писать о завершенных делах и проектах. Примеры: «Организовал такое-то мероприятие, о котором потом написали такие-то СМИ», «подписал договоры с такими-то поставщиками на выгодных для компании условиях».

Что писать в разделе «навыки»? Опишите, какие у вас есть профессиональные умения: например, «заключение договоров», «ведение первичной бухгалтерии». Укажите компьютерные программы, которыми вы владеете: например, 1С: Торговля и Склад, Axapta и т.д. Можно описать и свои личные качества. Поскольку у рекрутера нет возможности поиска по ключевым навыкам, тут нет необходимости использовать стандартные фразы. Более того – не советую пользоваться шаблонами! В каждом втором резюме написаны такие вещи, как «коммуникабельность», «ответственность». Эти слова не работают! Если вы все же хотите описать свою коммуникабельность, лучше напишите то же, но другими словами — например, «общительный», «быстро схожусь с людьми». Чем небанальнее вы пишете, тем лучше — это выделяет вас среди остальных соискателей. Примеры из практики: «Не мечтаю о пятнице в пн, вт, ср, чт», «привык к круглосуточной ответственности».


05.jpg


Использовать ли юмор в резюме? Это может здорово сыграть вам на руку и выделить вас среди остальных соискателей, а может стать причиной отклонения вашего резюме. Особенно, если шутите с особым цинизмом. Скажем, я видела программиста, написавшего, что его профессиональная цель – «зарабатывать столько денег, чтобы давать взятки ментам, подрезать на дорогах дачников на волгах и давать в баре деньги головорезам с требованием унизить кого-нибудь». Не всем понравилось. 

Выводы:

1) Правильно называйте резюме. Указывайте несколько названий. 
2) Внимательно описывайте последнее место работы, вас по нему «встречают».
3) Структурируйте и форматируйте текст. Ну пожалуйста!!!
4) Описывайте весь свой опыт, имеющий отношение к вакансии,  в т. ч. неофициальный. Остальной опыт  —  не описывайте вообще или описывайте кратко.
5) При описании обязанностей используйте примерно 5-7 пунктов, не надо больше/меньше.
6) После описания обязанностей на каждом месте работы опишите свои результаты, желательно в цифрах.
7) Старайтесь не использовать шаблонные фразы.
8) Используйте юмор на свой страх и риск, это как минимум делает работу рекрутеров веселее.

Очень надеюсь, что эта статья поможет вам сделать свое резюме лучше, и мы обязательно найдем друг друга!

JOB.RU